Методическая копилка
18-11-2019

Пошаговая инструкция «Как организовать работу психолога в школе»

СОШ № 23, г. Уральск

Посмотрите пошаговую инструкцию, которая поможет организовать в школе работу психолога. В статье – примерный перечень специальной документации, а также рекомендации по организации рабочего пространства кабинета педагога-психолога.

ВАЖНОЕ В СТАТЬЕ:

  1. Школьная психологическая служба
  2. Организационно-методическая документация
  3. Психологическая экспертиза

Школьная психологическая служба

Цель психологической службы – создание психолого-педагогических условий для духовного развития каждого ребенка, его душевного комфорта, т. е. поддержание психологического здоровья.

Школьная психологическая служба – это психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания (составление учебных программ, создание учебников), непосредственная работа психологов с детьми и взрослыми в школе.

Задачами и содержанием работы психологической службы являются:

  • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
  • обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
  • создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;
  • оказание своевременной психологической помощи учащимся, педагогам и родителям.

Работа психолога регламентируется законодательными актами, в соответствии с Законом РК «Об образовании», а также Правилами деятельности психологической службы в организациях среднего образования, которые утверждаются местными исполнительными органами.

К должности педагога-психолога предъявляются определенные требования, на основании которых разрабатывается должностная инструкция.

Должностная инструкция содержит шесть разделов:
1. Общие положения.
2. Функции.
3. Должностные обязанности.
4. Права.
5. Ответственность.
6. Взаимоотношения.

Трудовая деятельность сопровождается пакетом документации педагога-психолога.

Пакет включает в себя:

  • законодательные нормативные правовые акты;
  • организационно-методическую документацию;
  • рабочую и отчетную документацию.

Примерный перечень специальной документации:

  • Журнал учета групповых форм коррекционно-развивающей работы.
  • Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований.
  • Аналитический и статистический отчет педагога-психолога.
  • Протокол диагностического обследования.
  • Психологическая карта ребенка.
  • Заключение.
  • Коррекционные карты.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида – свободные, т. е. открытые для доступа лиц, заинтересованных в данной информации.

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/m_rk27.png

Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований

Журнал отражает индивидуальные приемы и групповые консультации психолога по различной проблематике. Педагог-психолог фиксирует даты и время проведения консультаций и индивидуальных диагностических обследований по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога, при этом в 3-й и 4-й графах записывают только шифр и код обращения, при согласии клиента может указываться фамилия.

Примерные коды причин обращения:

  • О… – проблемы, связанные с обучением.
  • В… – проблемы, связанные с воспитанием.
  • П… – проблемы, связанные с поведением.
  • Э… – эмоциональные проблемы.
  • А… – проблемы, связанные с адаптацией.
  • К… – коммуникативные проблемы.
  • ДРО – проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями.
  • Проф – профессиональная ориентация.
  • З… – проблемы, связанные с зависимостями.
  • ОМ… – определение дальнейшего образовательного маршрута.
  • Д-ка – диагностика.

Список кодов может быть дополнен психологом в зависимости от специфики консультаций.

Организационно-методическая документация

В организационно-методическую документацию входят:

  • хронометраж рабочего времени практического психолога в организации образования;
  • график работы практического психолога;
  • годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности);
  • журнал и бланки психологических запросов;
  • отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год);
  • перспективно-календарный план работы;
  • тематический план мероприятий;
  • паспорт кабинета педагога-психолога (при наличии индивидуального кабинета психолога и доплаты за заведывание кабинетом).

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/jez9wq.png

Для выявления уровня психологической безопасности образовательной среды педагогу-психологу предлагается использовать определенные виды деятельности – мониторинг, проектирование, а также экспертизу. Под мониторингом понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации о системе образования.

Мониторинг позволяет отслеживать психологические закономерности образовательных инноваций, своевременно выявляя проблемные зоны, принимать решение о судьбе тех или иных инноваций, корректируя образовательные задачи, а также создавая необходимые условия для развития.

Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза понимается как оценка соответствия образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и прочих факторов образовательной среды поставленным задачам воспитания и образования, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Основная цель экспертизы – создание безопасной образовательной среды, способствующей полноценному развитию ученика и эффективному его обучению.

Для психолога в образовательном учреждении должен выделяться специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

Районные, городские, областные и региональные центры должны оборудовать рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета организаций образования.

(Продолжение читайте в следующем номере)

© Материал из ЭС «ACTUALIS: Образование»
https://vip-edu.mcfr.kz
Дата копирования: 18.11.2019

Посмотрите пошаговую инструкцию, которая поможет организовать в школе работу психолога. В статье –..." data-yashareLink="http://www.daryn.kz/blogs/view/4/2959" data-yashareL10n="ru" data-yashareType="none" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir">