Методическая копилка
18-11-2019

Как подготовить урок, с которого не сбегут студенты. Пошаговая инструкция

А. К. Тайжанова, заместитель директора по учебно-методической работе КГКП «Житикаринский политехнический колледж»

60 % преподавателей по-прежнему дают уроки в традиционной форме. Чтобы повысить интерес студентов к занятию и мотивировать на изучение предмета, используйте все возможности современного урока. В статье – чек-лист структуры урока и алгоритм универсальных действий для каждого этапа.

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/es403-il02-fas.png

Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
М. Н. Скаткин

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Безусловно, и современное образование держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и обучающихся.

Только на уроке как и сотни лет назад встречаются главные участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.

Как для обучающихся, так и для преподавателя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/gkcw19.png

Актуальный (от лат. actualis – «деятельный») означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся

в действительности.

Кроме того, если урок – современный, он обязательно закладывает основу для будущего, готовит обучающегося к жизни в меняющемся обществе.

Важно другое. Нужно понять:

  • что происходит с современным уроком;
  • насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;
  • как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;
  • как меняется позиция преподавателя и другие вопросы.

Современный урок – это урок, на котором педагог умело использует все возможности для развития личности, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

 

Планируя современный урок, мы должны знать:

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/jhxeu9.png

Каким видится современный урок?

  • Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/360x0/keqqf6.pngНа современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия.
  • Царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества.
  • Есть место каждому ученику, потому что современный урок – залог его успеха в будущем.



Основы современного урока

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.

Замысел современного урока заключается в создании преподавателем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности обучающегося. Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, преподаватель всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/syrgl5.png

Вместе с тем мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.

В частности:

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/a24-bl.png

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

  • практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
  • направленность на развитие мышления, практических навыков;
  • расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
  • дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Сопоставление традиционного и современного уроков

В настоящее время большинство преподавателей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:

  • привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового;
  • непониманием огромного количества инноваций и др.

Попробуем вместе разобраться в положительных и отрицательных моментах традиционного урока.

Плюсы и минусы традиционного урока

Плюсы

Минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове

Очень высокая утомляемость преподавателя, особенно на последних уроках, так как большую часть урока проводит сам преподаватель

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей

Бесконечное «повторение пройденного»; страдают «сильные» обучающиеся, которых с каждым годом всё меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда)

Позволяет уделять равное внимание всем учащимся класса

Всё большее количество желает учиться в группах «выравнивания»

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем всё понятно

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны обучающихся и родителей к требованиям, предъявляемым педагогом

 

Недовольство администрации, заинтересованной в новом. Несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам

 

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний обучающийся в целом. Большинство педагогов отмечает резкое снижение интеллектуального уровня обучающихся на примере конкретных классов, увеличение обучающихся, в лучшем случае со «средним» и низким уровнем развития

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/gkcw19.png

При традиционном обучении студентам, успешно закончившим колледж, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше несостоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди педагогов родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, так как он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания педагога.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному педагогу-практику:

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/jhxeu9.png

Почему именно сейчас так важно учить, всё дальше отходя от классических путей познания? Почему это важно не только для студента, но и для самого педагога?
Почему, если всё так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?

Однозначного ответа нет, так как

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/c9gc2r.png

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами студенты

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает студентам, чему они должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование студентами способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность студентов

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических заданий. Чаще применяется фронтальный метод организации деятельности

Студенты осуществляют учебные действия по намеченному плану. Применяются групповой и индивидуальный методы

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль над выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Студенты формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Студенты дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности)

Итог урока

Преподаватель выясняет у студентов, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует. Чаще – задание одно для всех

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей

Традиционный урок – это реалии сегодняшнего дня: более 60 % преподавателей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.

Действительно, большая часть педагогов не собирается ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Главное – на уроке всё знакомо, привычно, понятно, это традиционно.

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/jhxeu9.png

Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним известную мудрость Я. Коменского: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится всё больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений. Способность учиться, т. е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня – это верный показатель открытости человеческой личности.

Критерии эффективности современного урока

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/10sg95.png

Перестает быть однозначной и роль педагога в процессе обучения. Сегодня преподаватель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт»

Новизна современного образования требует личностного начала педагога, которое позволяет ему либо давать урок, наполняя обучающихся знаниями, умениями и навыками, либо развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Требования, предъявляемые к современному уроку

  • Урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.
  • Строится на основе учета программных требований и требований учебных стандартов, диагностики потребностей и возможностей студентов, самооценки возможностей преподавателя.
  • Должен иметь точное дидактическое назначение (тип) и свои неповторимые особенности.
  • Нацелен на конкретные результаты.
  • Должен иметь рациональную структуру и темп.
  • Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
  • Должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в измененной ситуации по сравнению с изученной.
  • Большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач.
Основные компоненты современного урока

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/ojzzvw.png

Как подготовить современный урок

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/jhxeu9.png

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.

  • Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/zyzn11.png

  • Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока: зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Слова-ориентиры для определения целей урока

Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщить

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

  • Спланировать учебный материал. Для этого надо подобрать литературу по теме. Если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  • Подобрать учебные задания, целью которых является
  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход;
  • упорядоченность учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/p-cnkc.png

Составить три набора заданий:

  • Продумать «изюминку»урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающихся. Одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
  • Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность, а не пассивное восприятие нового.
  • Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:
  • Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
  • Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/ynx6xm.png

Подготовленный таким образом урок должен быть отражен в конспекте.

  • Рефлексия

Описание: https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/mcfl8o.pngНа листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • Большой – для меня это важно и интересно.
  • Указательный – я получил конкретные рекомендации.
  • Средний – мне было трудно (не понравилось).
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
  • Мизинец – для меня было недостаточно… 
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися колледжа способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы; преподаватель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля; преподаватель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, взаимооценивание; преподаватель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные, коммуникативные

 


© Материал из ЭС «ACTUALIS: Образование»
https://vip-edu.mcfr.kz
Дата копирования: 18.11.2019

А. К. Тайжанова, заместитель директора по учебно-методической..." data-yashareLink="http://www.daryn.kz/blogs/view/4/2960" data-yashareL10n="ru" data-yashareType="none" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir">