Методическая копилка
26-11-2019

10 самых распространенных педагогических ошибок. Как избежать?

С. Н. Шаповалова, учитель начальных классов КГУОШ № 45, г. Алматы

Журнал «Методист организации образования», №11 Ноябрь 2019

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Три начинающих педагога из пяти уходят из школ, едва заканчивается учебный год. Расскажем, каких ошибок стоит избегать учителям, чтобы не «перегореть» в самом начале. В статье – практические советы, которые пригодятся как новичкам, так и опытным педагогам-наставникам.

Можно сколько угодно говорить о современных образовательных методиках, развитии информационных и мультимедийных технологий, но одно остается очевидным: успех образовательного процесса в конечном итоге зависит от того, насколько учитель сам владеет учебной информацией и как преподносит ее детям.

Практика показывает: ошибаются все, и отнюдь не только молодые и неопытные. Можно допустить множество ошибок как в преподавании, так и в межличностных отношениях.

«Не ошибается тот, кто ничего не делает», — гласит народная мудрость. Поэтому каждую обнаруженную ошибку учитель должен принять, понять, проанализировать и сделать для себя выводы.

Конечно, этот процесс не быстрый, на осознание и понимание могут уйти месяцы, а то и годы. В итоге от неправильного поведения и ошибок пострадавшими останутся ученики. Многие молодые учителя именно на этом этапе «осознания» и приходят к выводу, что лучше оставить эту профессию, чем брать на себя такой груз ответственности.

Что же делать? Как помочь начинающим учителям не «перегореть» еще в самом начале?

Продолжайте работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки». Только так вы наберетесь опыта и добьетесь высокого профессионализма.

Предлагаем своеобразные ориентиры в профессиональной деятельности, а также советы, умелое использование которых поможет начинающим учителям встать на путь педагогического мастерства.

Десять распространенных педагогических ошибок

Ошибка 1-я. Задавая вопрос, предоставляете ответ тем, кто первый поднял руку

В этом случае необходимо помнить, что дети, так же, как и взрослые, различаются типами темперамента и быстротой реакции. У кого-то на обдумывание ответа уходит больше времени, у кого-то – меньше.

Совет.Дайте возможность ученикам больше времени для раздумья. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников полнее.

Ошибка 2-я. Каждый урок – представление вашего мастерства работать с мультимедийными данными

Несомненно, внесение в структуру урока мультимедиа дает свои положительные результаты: часто это помогает без потери времени визуально представить большой объем информации в схемах, таблицах, обучающих видеороликах. Но нужно помнить, что увлекаться этим не стоит. Педагогическое общение, общение «вживую» порой оказывается гораздо более ценным и чаще вызывает у учеников внезапное «озарение» и чувство познания чего-то нового.

Совет.Соблюдайте баланс живого общения и использования презентаций.

Ошибка 3-я. Монотонный урок

Часто на начальных этапах преподавания учителя впадают в две крайности: либо урок перенасыщен приемами, и дети не успевают переключаться с разных видов деятельности, либо, стремясь сделать всё «на отлично», учитель отрабатывает какую-то одну учебную задачу. Урок проходит в одном темпе, в результате чего дети теряют интерес к изучаемой теме и в целом к уроку.

Совет.Следите за темпом проводимого урока: если он будет низким, дети начнут скучать, если же слишком высоким – повысится их утомляемость. Результат один: слабое усвоение учебного материала.

Ошибка 4-я. Строго придерживаетесь плана урока

Содержание учебного дня очень часто требует каких-то изменений в продуманный вами заранее алгоритм урока. Это может быть и низкая работоспособность учеников от прошедшей на предыдущем уроке контрольной работы по другому предмету, и внезапное отключение электричества (а у вас запланирован урок с опорой на мультимедийное сопровождение), или в начале урока сломался компьютер, а вы, забыв о классе, упорно пытаетесь открыть необходимый файл.

Совет.Всегда будьте готовы к незапланированным переменам. Внезапное изменение хода урока может дать эффективные результаты.

Ошибка 5-я. Позволяете ученикам работать в группах без распределения обязанностей

Групповая работа – совсем не новшество, ее применяют сейчас большинство педагогов. Если и вы решили применить групповую работу в классе, имейте в виду, что в каждой группе будут ученики, добровольно берущие на себя обязанности лидеров, ведущих группу к положительной оценке. Но будут и такие, которые с удовольствием помолчат и «постоят в сторонке», а в конце разделят успех работы группы.

Совет.Разделяя детей на команды, определите задачи и обязанности каждого участника.

Ошибка 6-я. Вы не выясняете, насколько учениками усвоен материал

В ходе урока, увлекшись объяснением нового материала и стараясь дать детям как можно больше (что по своей сути не так и плохо), довольно часто учитель так и не выясняет, всё ли понятно. Возможно, нужно вернуться к каким-то непонятным терминам, понятиям.

Совет.Объясняя учебный материал, удостоверьтесь, что дети хорошо понимают, о чем идет речь.

Ошибка 7-я. Вы – сторонник длинных тестов

Безусловно, обратная связь обязательно должна присутствовать. Но опять же – всё хорошо в меру, иначе учебный процесс превращается в натаскивание.

Совет.Не используйте для проверки знаний слишком длинные тесты, иначе такая проверка может затянуться на весь урок.

Ошибка 8-я. Много внимания акцентируете на ошибках учеников

Некоторые учителя сосредоточивают свое внимание на ошибках учащихся и редко поощряют их добросовестные усилия и достижения. От своих учеников они не ждут больших успехов, и те в свою очередь полностью «оправдывают» эти заниженные ожидания. Как следствие, школьники и не стремятся доказать обратное.

Совет.Рассматривайте свой труд как источник поддержки развития личности ребенка, не подавляйте в нем уверенность в собственных силах. Не скупитесь на похвалу, если ученик этого заслужил.

Если ученик ответил недостаточно верно или неполно, помогите ему. В результате у ученика сохраняется чувство активной причастности к работе класса.

Испытывая постоянный дефицит поддержки с вашей стороны, слыша одни замечания и критику, учащийся сформирует отрицательное отношение к вам и учебному предмету.

Ошибка 9-я. Ведете урок, постоянно заглядывая в заготовленный конспект

Эта ошибка довольно часто встречается среди начинающих педагогов. Возможно, всё дело в некотором волнении, которое молодые специалисты испытывают в начале своей профессиональной деятельности. Суть в том, что такой «прием» может перерасти в привычку, и тогда уже может идти речь о его профессиональной пригодности.

Кроме бумажного варианта конспекта урока, который всегда находится на учительском столе, необходимо уметь держать этот план и в голове, иначе создается впечатление, что учитель плохо владеет содержанием. А если прибавить к этому чтение содержимого слайдов, а не произвольное объяснение и комментирование, то совершенно ясно, что ученики в конечном итоге потеряют доверие к такому учителю.

Совет.Если не хотите, чтобы диалог с учениками становился натянутым и отрывочным, а обратная связь слабела, не ведите урок по бумажке.

Ошибка 10-я. Впадаете в крайности при объяснении нового материала

Довольно часто учителя, чтобы не давать повода ученикам считать его предмет слишком легким, начинают нагружать его сложными формулировками, терминами, пользоваться схемами или таблицами с «многоэтажными» данными, которые, естественно, никому не понятны, зато создают иллюзию невероятно «сложного» и недостижимого в понимании предмета.

Или, наоборот, в своем стремлении всё максимально упростить, учитель в конечном счете не дает ученикам достаточной «пищи» для мозгов. Результат – дети начинают скучать и заниматься посторонними делами.

Совет.Старайтесь соблюдать баланс нагрузки и подачи материала. Не упрощайте сам материал, лучше научите детей «хитростям», облегчающим запоминание слов, формул.

Безусловно, педагогических ошибок во время ведения урока может быть гораздо больше, но самое главное – признаться в первую очередь самому себе, что неудачный урок – результат ошибки учителя. Немного практики и наблюдательности помогут вам отыскать «золотую середину».

Возьмите на заметку

Многие ошибки сгруппированы вокруг таких вопросов, как личные качества учителя, дисциплина в классе, соблюдение педагогической этики. Рассмотрим самые частые из них.

Неправильно поставленная громкость голоса

Не все способны объективно судить об особенностях своего голоса. Конечно, повлиять на тембр вы не сможете, но вот поработать над громкостью стоит. Если вы говорите слишком тихо, дети будут концентрировать внимание на слуховом восприятии, а не на вашем объяснении. Не ждите, пока кто-нибудь из учеников попросит вас повторить погромче. И наоборот, «гремящий» на весь класс голос будет отвлекать от темы урока и утомлять.

Совет.Проверьте уровень громкости своего голоса. Для этого спросите у сидящих в последних рядах учеников, все ли они отчетливо слышат.

Не понижайте голос намеренно. Ошибочно думать, что тихий голос заставит ваших учеников слушать внимательнее.

Ошибки при коммуникации

Бывает, что молодой педагог, стремясь донести до учеников как можно больший объем информации, начинают говорить слишком быстро. В этом случае дети не успеют вникнуть в сказанное и не усвоят информацию. И наоборот, медленный темп речи учителя заставит детей с нетерпением дожидаться, когда же будет закончена мысль.

Совет.На уроке старайтесь говорить просто: рассказывать, а не изрекать как с ораторской трибуны.

Визуальный контакт

Не все начинающие учителя могут, обращаясь к ученикам, смотреть на них, а не разглядывать доску, пол или потолок. Для многих необходимость смотреть в глаза своим ученикам мешает сконцентрироваться.

Совет.Если вы психологически скованы, не фиксируйте внимание на конкретном ученике, а смотрите как бы между ними, обводя взглядом лица всех учащихся. Так вы сможете создать впечатление постоянного визуального контакта.

Речевые ошибки

Неуверенность, скованность, неумение сосредоточиться иногда становятся причинами необоснованных пауз в речи. Может войти в привычку заполнять их звуками типа «э… э…», словами-паразитами или даже целыми фразами.

Совет.Если вы не уверены, что сможете свободно, четко проговаривать материал урока, лучше заранее «отрепетируйте» наиболее сложные для вас моменты.

Если случилось так, что вы допустили речевую ошибку при учениках, лучше исправьте ее сами. Ошибочно думать, что в классе не найдется ученика, который подметит и укажет вам на нее.

Невербальная коммуникация

Существует тип «нервного» учителя, громко вышагивающего по всему периметру класса. Есть учителя, которым непременно нужно вертеть или перебрасывать с руки на руку мел, маркер и т. п. Встречаются любители побренчать содержимым кармана, поиграть очками, завитками волос… Безусловно, все эти лишние манипуляции приковывают внимание учеников к внешним особенностям поведения учителя и тем самым отвлекают от урока.

Недостаточное знание учащихся

Достаточно часто молодой педагог не может запомнить поименно своих учеников даже спустя несколько недель работы с ними. Учитель, самостоятельно проработавший две или три недели в школе, но так и не сумевший различать детей в классе, теряет в глазах класса авторитет.

Совет.Чтобы быстрее наладить эмоциональный контакт с классом, обращайтесь к ним по имени. Это важно.

Профессиональная этика

Главное в поведении учителя – не переходить границы профессиональной этики. Как бы вы ни хотели понравиться классу, не стоит придерживаться фамильярных отношений с ними.

Совет.Налаживая дружеские отношения с классом, держите дистанцию, иначе панибратство непременно приведет к неуважению вас как педагога. Первое время лучше придерживаться формалистских отношений, тогда дальнейший переход на более теплые, дружеские отношения будет оценен по достоинству.

Эмоциональный самоконтроль

Иногда ученики – озорные, упрямые, своевольные – пытаются до предела испытать ваше терпение.

Совет.Учитесь контролировать негативные эмоции. Не обращайтесь со своими воспитанниками на основе эмоциональных реакций.

Деление на «любимчиков» и «остальных»

Общаясь и лучше узнавая своих учеников, учителя могут одним симпатизировать больше, другим – меньше, и это вполне естественно. Но когда учитель явно выделяет «любимчиков», в любой ситуации прибегая к их помощи, отдавая им большинство личных поручений, порой необъективно оценивает, этому неизбежно будут сопутствовать моральные издержки, ведь большинство учеников отлично знают об этом «режиме наибольшего благоприятствования».

Совет.Избегайте выделения среди детей фаворитов.

Дисциплина в классе

В целом учителя уделяют немало внимания тем принципам, которые облегчают поддержание порядка в классе, но от ошибок в этом деле никто не застрахован.

Совет.Определите и с самого начала разъясните классу, что вы от них требуете. Отсутствие четких правил порождает беспорядок. Ученики должны знать, чего можно ожидать от педагога и что он ждет от них, чтобы не выяснять это путем проб и ошибок.

Безусловно, определенных ошибок начинающему учителю все равно не избежать, но по мере того как приобретаются опыт и навыки, многие действия будут совершаться автоматически. Ваши реакции и оценка ситуации станут более адекватными, вы почувствуете известное раскрепощение, сможете сосредоточить внимание на главном: достижении максимума эффективности в своих действиях и плавного продвижения вперед.

© Материал из ЭС «ACTUALIS: Образование»
https://vip-edu.mcfr.kz
Дата копирования: 22.11.2019